Пандемическая усталость: какие меры принимаются в мире?
Уже год как началась эта беспрецедентная пандемия, которая повлияла на все стороны жизни каждого человека на планете. Что нам известно о том, как в мире борются с COVID-19?
Авторский блог профессора медицины Алмаза Шармана
Недавно я провел серию бесед на эту тему с известными учеными из Университетов Джонса Хопкинса, Вашингтона, Оксфордского и Стэнфордского университетов, а также с учеными из Японии, Сингапура, Новой Зеландии, Швеции и Всемирной организации здравоохранения. Так что нам поведали эксперты?
Фото ©REUTERS
Новая волна пандемии и штрафы за неношение маски
На сегодня в мире коронавирусом заразилось более 60 миллионов человек. Почти полтора миллиона из них ушли из жизни от COVID-19. Три месяца назад я предупреждал об очередной волне пандемии, которая уже наступила во многих странах. Казахстан не является исключением: согласно модели профессора Вашингтонского университета Chris Murray, пик заболеваемости в стране ожидается к концу декабря – середине января.
Новая волна пандемии возникает не из-за того, что вирус мутирует. Она скорее связана с похолоданием и, соответственно, с нахождением людей в закрытых помещениях. А если такое помещение не проветривается и в нем скопилось немало людей, то вероятность распространения коронавируса значительно увеличивается. Большой проблемой является то, что называют пандемической усталостью: люди уже измотаны всей этой беспрецедентной ситуацией, из-за чего склонны не соблюдать противоэпидемические меры, такие как надевание маски.
Между тем во многих странах предусмотрено строгое наказание за неношение маски. Например, в Объединенных Арабских Эмиратах это рассматривается как нарушение общественного порядка, и денежный штраф за такой проступок составляет почти 1000 долларов. В Турции штраф за неношение маски составляет порядка 120 долларов США.
Между тем 95 процентов граждан Сингапура, Японии и Тайваня постоянно носят маску. Культура этих народов предусматривает бережное отношение к старшему поколению. Ношение маски для многих означает скорее не самозащиту, а заботу об окружающих. Граждане доверяют экспертам и правительству, следуя их рекомендациям. Благодаря этому в указанных странах довольно низкий уровень заражаемости и смертности от COVID-19, экономика и социальная жизнь несильно пострадали и пандемия несущественно изменила повседневную жизнь. Математическое моделирование показывает, что если бы 95 процентов граждан Казахстана носили маску, то можно было бы спасти тысячи жизней.
В отличие от первой волны пандемии, когда основную нагрузку на себя взяли больницы, сейчас многие страны большую роль отводят первичной медико-санитарной помощи. Речь идет о поликлиниках, амбулаториях, участковых врачах. Их задача – снизить нагрузку на больницы, взяв на себя часть ответственности по оказанию медицинской помощи больным с COVID-19. Первичная медико-санитарная помощь призвана быть доступной всем, независимо от места жительства, возраста, пола или наличия других болезней. Особенно это становится важным во время эпидемии, такой как нынешняя.
Фото ©REUTERS
Дети и коллективный иммунитет
Между тем многие отмечают, что пандемия “помолодела”, то есть ею чаще стали болеть молодые люди. Однако наиболее уязвимыми для COVID-19 все же остаются пожилые и те, кто страдает хроническими болезнями. Среди них смертность остается наиболее высокой.
Дети могут заболеть и даже тяжело переносить COVID-19, который у них может протекать по типу болезни Кавасаки. Это называют мультисистемным воспалительным синдромом. Однако COVID-19 у детей все же встречается гораздо реже, чем у взрослых. Причем дети младшего возраста весьма устойчивы к коронавирусной инфекции по сравнению с детьми старшего возраста, подростками, старшеклассниками.
В связи с этим интересен вопрос: как повело бы себя общество, если бы дети и молодые люди оказались более подверженными COVID-19, чем пожилые? Стали бы мы лучше соблюдать противоэпидемические меры, чтобы не допускать распространения инфекции и гибели детей?
Многих волнуют случаи повторного заражения. Однако пока это лишь единичные случаи, в мире их было всего пять. В ответ на заражение вирусом организм человека все же вырабатывает иммунную защиту.
Сейчас много говорят о коллективном иммунитете. Это условие, при котором вирус не способен далее передаваться от человека к человеку из-за того, что у многих сформирована иммунная защита, и таким образом прерывается цепочка передачи вируса. Сколько должно быть таких людей, чтобы развился коллективный иммунитет? Большинство ученых склоняются к мнению, что этот показатель должен составлять около 40 процентов.
Коллективный иммунитет может сформироваться двумя путями: за счет контролируемой вакцинации или бесконтрольного массового распространения болезни. Как показал печальный опыт нынешнего лета, массовое заболевание коронавирусом может иметь множество негативных последствий, перегружая больницы и подвергая многих людей смертельной опасности. Медики надеются, что этого можно будет избежать, разработав надежную и безопасную вакцину от коронавируса.
Фото ©REUTERS
Вакцины спасут мир
Многие эксперты считают, что к середине – концу 2021 года пандемия, вероятно, завершится в том виде, в каком мы сейчас имеем дело. Связывают это с разработкой эффективных и безопасных вакцин, над которыми в мире работают около 200 лабораторий.
Успешные испытания недавно прошла вакцина против коронавируса от компаний Pfizer и BioNTech. Ее эффективность превысила 90 процентов. Вакцина от биотехнологической компании Moderna продемонстрировала 94 процента эффективности. Это очень высокие показатели.
Преимущество вакцины Moderna в том, что ее можно долго хранить при -20 градусах. Причем в обычном холодильнике она сохраняет стабильность в течение месяца. Это означает, что вакцину Moderna гораздо легче доставлять до конечных пользователей.
Обе вакцины основаны на самой современной технологии матричной РНК. Ее особенностью является то, что она может стимулировать не только выработку антител, но и клеточного иммунного ответа. Эти результаты намного превзошли ожидания медиков и реально вдохновляют. Похоже, ученые сделали еще один важный шаг на пути к победе над COVID-19.
К тому же на подходе другие многообещающие вакцины. Они разрабатываются британским концерном Astra Zeneca, а также китайской фирмой CanSino. Их заранее уже закупили многие страны, выделив десятки миллиардов долларов. Ожидается, что уже в следующем году будет произведено несколько миллиардов доз различных вакцин по доступным ценам. Они помогут человечеству сформировать иммунологическую подушку, которая защитит от пандемии.
Однако пока непонятно, как долго в организме будут сохраняться нейтрализующие антитела против коронавируса и на какой срок человек приобретет иммунитет. В связи с этим некоторые создаваемые вакцины могут потребовать две и более прививки. Наконец, никому неизвестно, как часто будет мутировать нынешний коронавирус. От этого будет зависеть то, нужно ли будет создавать вакцины против каждой мутированной разновидности коронавируса и как часто придется это делать.
Известно, что у одних людей иммунная система защищает сильнее, а у других слабее. Иногда уровень вырабатываемых антител слишком низок, чтобы обеспечить иммунную защиту, и даже существует эффект угасания иммунного ответа. Все эти вопросы требуют детального изучения.
Фото:elements.envato.com
Борьба с COVID-19 – дело каждого
Помимо общественного здоровья, пандемия вызвала множество других проблем. К ним можно отнести психические расстройства, гендерное и домашнее насилие, негативные последствия для экономики: очень много людей, особенно из уязвимых слоев населения, потеряли работу.
Сейчас мы наблюдаем самый крупный в истории кризис образовательной системы. Он коснулся более миллиарда учащихся в мире. Дети не ходят в школы, студенты не посещают занятия в вузах. Семьи теряют доходы. Пожилые люди очень страдают от одиночества.
Между тем медики научились лучше бороться с коронавирусной инфекцией благодаря использованию лекарств, разжижающих кровь (антикоагулянтов), а также недорогого гормонального средства дексаметазона. За счет этого в мире смертность среди заболевших COVID-19 снизилась на 30 процентов по сравнению с показателями апреля текущего года.
Следует помнить, что, помимо COVID-19, люди продолжают болеть туберкулезом, сердечно-сосудистыми, онкологическими и многими другими заболеваниями, которые по-прежнему уносят жизни. Медики, которые занимались такими больными, не могут оказывать им помощь в полном объеме ввиду своей загруженности и переутомления. Эта ситуация вызывает озабоченность во всем мире.
Как мы можем помочь системе здравоохранения справиться с эпидемией? Желательно вести себя так, как будто у каждого из нас COVID-19. Это заставит нас задуматься о своем поведении, о взаимоотношениях с другими людьми. Мы носим маску, чтобы не передавать вирус окружающим.
Когда люди помнят о таких вещах, надевают маски, соблюдают правила гигиены и ведут себя ответственно, то появляется ощущение связи с такими людьми. Ты в маске, значит, ты думаешь, заботишься обо мне. То же самое касается и меня самого. Это такая молчаливая форма общения, говорящая о том, как мы относимся друг к другу. Если мы ведем себя так, как будто у нас есть вирус, это говорит о том, что окружающие нам небезразличны, мы хотим защитить их, а не только себя.
Алмаз Шарман, профессор медицины
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Qostanai.Media" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-701-031-72-31