За время транспортировки от производителя до потребителя цена за тонну угля вырастает до 90%
Это связано с тем, что в области добываются слишком маленький объем бурого угля, а доставкой из соседних регионов занимается слишком большое количество посредников
Несмотря на то, что на дворе XXI век со всеми его технологическими возможностями, уголь для большинства деревенских жителей считается традиционным видом топлива. Чтобы обогреть свои жилища в зимние месяцы – а это почти полгода – селянам приходится покупать по одной-две тонне угля. В общем-то не так уж и много, но учитывая напряженную ситуацию с работой, соответственно, и финансовыми трудностями, для многих уголь – просто непозволительная роскошь. К тому же между производителем топлива и его потребителем слишком большая цепочка игроков, каждому из которых нужно не только покрыть свои затраты, но еще и заработать, передает “Наш Костанай”.
В Костанайской области хоть и есть свое угольное месторождение, расположенное в Аулиекольском районе, все же наибольшим спросом у местных жителей пользуются ископаемые, добытые в Караганде или Экибастузе. Дело в том, что кушмурунский разрез выдает довольно скромные объемы, неспособные покрыть потребности местного населения в угле, да и качество его оставляет желать лучшего. Вот и приходится деревенским жителям покупать топливо, привезенное из других уголков Казахстана.
– Уголь в Костанайскую область доставляют железнодорожным транспортом, а уже из областного центра, в негазифицированные районы, где отсутствуют железнодорожные тупики, автомобильным транспортом. Следуя по такой схеме движения от производителя до потребителя, уголь становится «тяжелее» в стоимостном выражении, его цена увеличивается до 90% от себестоимости производителя. При этом, по данным оптовых реализаторов, на протяжении двух лет цены на уголь менялись незначительно, – отмечает руководитель Департамента Агентства по защите и развитию конкуренции по Костанайской области Жанар Адикова.
Не секрет, что рынок угля монополизирован, несмотря на наличие в отрасли 39 угледобывающих компаний, соответственно, конкуренция не развита в данной сфере.
– Ценообразование на уголь у нас не регулируется. Стоимость тонны топлива образуется в рамках конкуренции. Кроме того, 89% коммунально-бытового угля приобретается через биржу, где стоимость тонны топлива варьируется от 3000 до 7000 тенге, в зависимости от сорта угля. На бирже уголь покупает посредник, который при продаже должен учесть свои транспортные расходы и маржу, как и оптовик, который покупает этот товар и продает его перекупщику, который в свою очередь также в стоимость топлива вкладывает свои транспортные расходы и маржу. В результате, пройдя всю эту цепочку, цена за тонну угля для конечного потребителя составляет от 9500 до 17000 тенге. И это без учета доставки, – уточнила руководитель отдела анализа Департамента Агентства по защите и развитию конкуренции Светлана Карпова.
По данным представителя производителя, любой потребитель может заключить договор на приобретение угля с разреза через товарную биржу. Но как показывает практика, это не всегда возможно. Не все оптовые поставщики имеют доступ к информации о торговых площадках и возможность заключать договоры с производителями шубаркульского угля. Доступ на биржу для участия на торгах определяется с воздействием человеческого фактора (маклер определяет, какому брокеру разрешить доступ).
При наличии оплаченных договоров уголь доставляется с задержками, с риском, что на это влияет грузоотправитель, а также загруженность железной дороги в осенний период.
Производители считают, что последние два месяца текущего года будут крайне сложными для казахстанцев, пользующихся углем, а все потому, что активность населения на протяжении летних месяцев была нулевой из-за карантина.
– Склад №1, находящийся на территории разреза, был закрыт и работу начал только 25 августа, бюджетные организации, традиционно осуществляющие свои тендерные процедуры по закупу угля в мае-июне, ввиду карантинных мероприятий начали проводить их только в середине августа, – разъяснил ситуацию представитель угольного разреза в ВКО АО «Каражыра». – Мы часто сталкиваемся с обвинениями об отсутствии угля в достаточном количестве, но как уже было сказано выше, разрез к такому режиму отгрузок готов, однако, по нашему мнению, национальному перевозчику в лице АО «Қазтемiртранс» необходимо кардинально поменять формулу предоставления вагонов, так как с началом сентября разрез испытывал и испытывает нехватку подвижного состава АО «Қазтемiртранс». Итого за 29 дней сентября при заявке 9 130 полувагонов мы были обеспечены только 8 119 полувагонами, недоподано 1 011 полувагонов или недоотгружено 70 770 тонн угля, при этом хотим проинформировать, что экспорт отгружается в привлеченных вагонах собственного парка.
Учитывая все проблемы, которые сегодня накопились в угольной промышленности, Департаментом Агентства по защите и развитию конкуренции по Костанайской области составлена карта барьеров (проблемных вопросов) и предложений по их решению и устранению и направлена в Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан.
Алия ИСМУРАТОВА
Фото из открытых источников
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Qostanai.Media" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-701-031-72-31