“Налог на богатство”. Мнения экспертов

В Казахстане могут вернуть так называемый налог на богатство, а именно прогрессивную шкалу индивидуального подоходного налога. Экспертное сообщество неоднозначно отнеслось к данной инициативе. Обо всем по порядку – в материале корреспондента Tengrinews.kz.

По мнению налогового специалиста Дмитрия Казанцева, в стране не нужно вводить прогрессивный ИПН. Он считает, что максимальный подоходный налог должен оставаться на уровне 10 процентов, а люди с меньшей заработной платой должны отчислять еще меньше.

“В своем обращении Президент сказал, что прогрессивную шкалу будут вводить, чтобы была справедливость. Но я не совсем понимаю, почему тех, кто зарабатывают больше, надо облагать дополнительным налогом? Чем они отличаются от других? Причем они работают легально, раз у них такие большие зарплаты. Это же не государство помогло и устроило их на работу. Это их знания и умение зарабатывать столько. Я понимаю, если у людей с большой зарплатой ИПН остался бы на уровне 10 процентов. А у тех, кто зарабатывает меньше 300 тысяч тенге, прогрессивная шкала пошла бы вниз от 10 процентов”, – делится мнением Казанцев, который является руководителем Республиканского центра помощи предпринимателям.

Эксперт напомнил, что прогрессивная шкала существовала в Казахстане до 2007 года. В то же году была принята плоская шкала в 10 процентов на любой доход граждан.

“В 2010 году бывший министр финансов Болат Жамишев попытался увеличить индивидуальный подоходный налог, был предложен вариант сделать 15 процентов. Но этот момент прошел, потому что все население было против этой задумки. Начиная с января 2019 года по инициативе Елбасы была введена корректировка ИПН. Теперь граждане с низким уровнем зарплаты в 60-63 тысячи тенге по факту уплачивают один процент подоходного налога. Это совсем маленькая сумма”, – сказал он.

В этой связи Дмитрий Казанцев также высказался о плательщиках единого совокупного платежа. Ранее сообщалось, что порядка 40 процентов получателей соцвыплаты в размере 42 500 тенге впервые уплатили ЕСП.

“Тем самым они подтвердили, что они неофициально работали. Таким образом хотели вывести из тени тех, кто работает нелегально. Но шанс на это был уже два года, так как ИПН и так понижен до минимума, чтобы они могли начать работать официально. Однако люди не вышли из тени. Они начнут показывать себя официально – не скрывать зарплату и перестать получать ее в конвертах, в том случае, если будут понимать, на что идут их налоги, на что тратятся их деньги. Когда люди увидят, что отданные государству деньги работают на них же, только тогда они перестанут скрывать свои доходы“, – считает специалист.

“Прогрессивная шкала индивидуального подоходного налога не выведет никого из тени. Наоборот, еще больше людей с большой зарплатой тоже уйдут в тень. Я провел анонимный опрос, где ответили более тысячи казахстанцев. На вопрос “понизят ли свою зарплату люди, если ставку ИПН поднимут”, 73 процента респондентов ответили положительно”, – заключил Казанцев.


Дмитрий Казанцев

Между тем бухгалтер Айжан Балакешова считает прогрессивную шкалу ИПН хорошей задумкой. Однако она предлагает разграничить начисление налогов по следующим показателям:

  • на зарплату до 500 тысяч тенге ставка семь процентов;
  • от 500 тысяч до 1,5 миллиона тенге – 10 процентов;
  • выше 1,5 миллиона тенге – 13 процентов.

“Для всех казахстанцев, чья заработная плата не превышает 500 тысяч тенге, это выгодная шкала. Однако здесь не стоит брать во внимание правительственный и квазигосударственный сектор. У тех, кто зарабатывает от 500 тысяч до 1,5 миллиона тенге, ничего не поменяется, как было 10 процентов, так и останется. А кто получает выше, тот, соответственно, и оплачивает больше. Эти три процента поверх 10 покроют потери бюджета по заниженной ставке”, – пояснила руководитель бухгалтерской компании.

“Это реальная процедура, которая принесет свои плоды, причем с пользой для обеих сторон. Мировая практика именно такая, но там налоги еще больше. Но за границей создают условия для работы, чтобы люди зарабатывали больше. Конечно, интересно, каким путем у нас в Казахстане будут определять, какая заработная плата считается большой, а какая маленькой. У всех она разная в понимании. Есть факторы, которые влияют на данное понимание: территориальное расположение, покрытие личных расходов, сфера деятельности, квалификация и так далее. А еще принцип заработной платы скажется на покупательской способности. Об этом тоже надо помнить”, – сказала Балакешова.

Балакешова отметила, что к выдаче зарплаты в конвертах нововведение особо не приведет. Эксперт считает, работодатель не согласится на выдачу неофициальной зарплаты, так как в состоянии выплачивать высокую ЗП.

“У него будут оставаться деньги, которых фактически нет. Также при большом обороте с маленькой официальной зарплатой это лишний раз приведет к высокой степени риска. Для любой компании это официальные расходы. Поэтому они не пойдут на потерю расходов. Это уже соображения исходя из бухгалтерского учета. Так что говорить, что прогрессивная шкала выведет из тени оборот, вряд ли приходится. Она, может быть, оставит немного больше денег на руках у некоторых сотрудников”, – добавила Айжан Балакешова.

Специалист заявила, что на данный момент похожие изменения происходят и с медицинским страхованием. Например, работающий официально на трех работах казахстанец делает отчисления из трех источников в Фонд обязательного социального медицинского страхования. А другой человек, работающий на одной работе, отчисляет только из одного источника.

“Но в поликлинике вы получите одинаковые услуги на одинаковых условиях. То же самое было и с социальной выплатой в 42 500 тенге. Кто-то на постоянной основе уплачивает налоги. Но он получил ровно столько, сколько и тот, кто никогда не платил налоги и уплатил только 2651 тенге за раз”, – высказалась Балакешова.

“По сравнению с постсоветским пространством в Казахстане самые выгодные ставки налогообложения. Много лет они являются стабильными, за это хотелось бы поблагодарить наше правительство. Но я так предполагаю, что сейчас могут начать поднимать вопрос об изменении ставок. Что, конечно, огорчает, так как сейчас нелегкое время для казахстанцев”, – подытожила бухгалтер.

Айжан Балакешова

Напомним, ранее Касым-Жомарт Токаев предложил ввести прогрессивную шкалу подоходного налога. Глава государства отметил, что граждане с низкой заработной платой смогут платить меньше, чем сегодня, а для высокооплачиваемых работников сумма уплаченного налога возрастет. По мнению Президента, в Казахстане подоходный налог не должен превышать 15 процентов.

“Наша главная цель – вывести из тени самый массивный, непрозрачный нижний сегмент счета заработной платы. Если ставка будет снижена, будет меньше стимулов для оплаты в конвертах”, – отметил Токаев.

“Поскольку я дал поручение правительству, оно внесет свои предложения, мы коллективно обсудим, в том числе с привлечением общественности, депутатов, конечно же, специалистов, экспертов, а затем будем думать, вводить прогрессивную шкалу налога или не вводить. (…) Окончательное решение по этому вопросу буду принимать я, как Президент Республики Казахстан”, – заключил Глава государства.


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Qostanai.Media" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-701-031-72-31

Просмотров: 1