Знаменитая Костанайская порода лошадей на грани вымирания
Спасет ли «Қазақ тұлпары» бывший футболист, назначенный Министерством сельского хозяйства?
Начнем с того, что Костанайская порода лошадей в ТОО «Қазақ тұлпары» за 5 лет сократилась почти вдвое. И сразу возникают вопросы: почему? кто виноват? куда смотрело руководство? В этом попробовало разобраться ИА “ТоболИнфо”.
Вроде государственное предприятие, финансовые вливания в него происходили вовремя. А предприятие вместо развития, наоборот, захирело и пришло в упадок. А «до смерти», если кардинально ничего не предпринять, как говорится, «четыре шага…» Самое страшное, что к этой ситуации пришли в год, когда старейшему конезаводу исполнилось 130 лет. Ни фанфар, ни здравиц за Костанайскую породу лошадей в юбилейный для «Қазақ тұлпары» 2018 год, ни стука копыт скакунов по стартовой дорожке, ни радостных криков болельщиков казахстанцы не услышали…
— Я ушел из ТОО «Қазақ тұлпары», потому что я не решаю, где мне работать. Меня направили на другую должность, поэтому ушел, — говорит экс-директор конезавода Набидолла Кикебаев. (Кикебаев 16 лет был директором «Қазақ тұлпары»–авт.). — А сейчас руководителем поставили бывшего футболиста. Может, таким образом хотят развивать конный спорт?
Именно в 2001 году, когда Кикебаев пришел работать в «Қазақ тұлпары», лошади костанайской породы приносили награды и победы региону. С его назначением сведущие в этом деле связывали новый виток развития ТОО. Однако получилось наоборот.
Немного статистики. Четыре года назад в ТОО «Қазақ тұлпары» содержались 300 породистых лошадей, в том числе 240 племенных. Сейчас, по словам зоотехника ТОО Виталия Гофмана, — 119 лошадей, из них только 46 — конематки. За последний год получено приплода лишь 27 голов. Многие костанайцы помнят, как при Кикебаеве прямо с паспортом распродавались породистые лошади. А порой и дарились.
Адресовать все проблемы ТОО «Қазақ тұлпары» Кикебаеву будет, наверное, не совсем правильно. Ведь предприятие находится в ведении Министерства сельского хозяйства, а значит, оно в первую очередь должно ответить на вопрос: почему так произошло, что конезавод оказался на грани гибели? Ведь любое предприятие, связанное с наукой, требует нормального государственного финансирования.
По словам и.о. директора ТОО «Костанайский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» Набидоллы Кикебаева, у государства нет заинтересованности и определенной программы, чтобы развивать породистых лошадей. В последние годы все сводилось к ежегодным республиканским конференциям, которые больше проводили для галочки и создания видимости работы.
— Коневодство — одна из самых тяжелых структур бизнеса. Если твой конь не участвует на скачках и не побеждает, то он никому не нужен. А лошадям нужны условия. Для участия в одной скачке нужна грузовая машина для перемещения коней, корм на несколько дней и аренда базы. Это не футбол и не бокс, — говорит Кикебаев. — И пока не заинтересуется государство, развития не будет. Потому что коневодство требует больших финансов.
Тогда возникает другой вопрос: а нужна ли нам вообще костанайская скаковая порода? Стоит ли туда вкладывать деньги? Если государство не тянет, почему не отдать в рамках ГЧП в частные руки с условием сохранения костанайской породы? Отвечать на эти вопросы никто не берется.
Как известно, для развития науки нужны кадры, которые за 15 лет были безжалостно растеряны. Когда «Қазақ тұлпары» был государственным казенным предприятием, все было хорошо. Распад начался после того, как данное ведомство стало ТОО: задержки заработной платы, увольнение опытных работников и большие долги предприятия перед другими организациями… По данным ИА «ТоболИнфо», кредиторская задолженность на сегодня более 60 миллионов тенге.
— У нас очень большие долги. Но новый директор начал уже расплачиваться перед банком и другими предприятиями. Кому так, кому соляркой, — говорит один из работников. — Он только в мае пришел, нужно время все восстановить.
Удастся ли ему? Официально давать комментарий господин Конуршин отказался. А ведь прозрачность и открытость — одно из условий для достижения хороших целей, а не приведение предприятия под банкротство или, еще хуже, к ликвидации.
Диас Конуршин возглавил ТОО «Қазақ тұлпары» в мае 2018 года, в прошлом он руководил многими видами спорта, такими, как футбол и лыжные гонки.
Племенная конюшня в поселке Костанай Тургайского уезда была создана в 1888 году специальным царским указом. Цель — выведение породы, приспособленной к суровому климату и пригодной для армии. Сегодня армия уже не использует лошадей. А вот сделать казахского тулпара казахстанским брендом вполне реально, если бы была правильная политика руководства.
С большим энтузиазмом приступил к работе зоотехник ТОО «Қазақ тұлпары» Виталий Гофман.
— Я хочу восстановить костанайскую породу, то есть вернуть былое — крепких, выносливых лошадей. Нужно время, минимум 10 лет. План я составил, где от А до Я все расписал. Там просчитано все от копейки до копейки, — говорит зоотехник.
Мечты Виталия Гофмана о том, что костанайская порода будет держать статус лошадей-лидеров, не вяжется с реальностью. В данное время бывшую царскую конюшню сдали в аренду, а оставшиеся породистые лошади находятся в п. Осиновка.
По словам бывшего работника ТОО Жанат Сейтеновой, в последнее время на предприятии ситуация ухудшилась.
— Я 12 лет работала в «Қазақ тұлпары» дежурным конюхом, — начала разговор женщина. – Сколько раз у кобыл роды принимала! Всегда все было благополучно. А в последние годы роды проходили тяжело. Анемия их поразила…
Недостаточное финансирование и уход за породистыми лошадьми привели к потерям. И это логично.
Сегодня, на наш взгляд, пора ставить вопрос: нужна ли эта порода, если нет конно-спортивных школ, куда бы могли поставлять лошадей из ТОО «Қазақ тұлпары»? Нет такой школы даже в Костанайском районе — на родине выведения скаковой породы. Там выделяются деньги на содержание аристократического вида спорта – гольфа, но не на коневодство — как традиционного, так и заводского. А ведь казахская лошадь может стать, как теперь принято говорить, одним из национальных брендов. Поскольку лошадей мы можем сами разводить и сами же ими управлять.
На наш запрос, сколько в прошлом году потрачено государственных средств на содержание лошадей, директор ТОО Диас Конуршин ответил, что из республиканского бюджета «Қазақ тұлпары» деньги не выделяются.
А значит, ни о какой науке речи идти не может. С каких денег будет покрыта кредиторская задолженность, тоже непонятно. Одно лишь ясно точно: время играет против Костанайской породы лошадей, а значит, потеря казахстанского бренда не за горами…
Улту Жузбай
Фото Нуржана Смаилова
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Qostanai.Media" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-701-031-72-31